Пятница, 09.12.2016, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Субботиной И.К.

Главная » Файлы » Советы родителям

Как отучить ребенка ругаться матом
04.06.2014, 18:37
Как отучить ребенка ругаться матом

Он выразился так ясно, 
что разум отказывался понимать. 
Станислав Ежи Лец

 

Многим родителям знакома ситуация, когда их доморощенное чадо, вдруг, ни с того, ни с сего, в разговоре, припечатывает крепким словцом. Что делать, как реагировать? Какие слова найти, чтобы раз и навсегда отбить охоту ругаться матом? Единого рецепта для всех детей быть не может...кроме одного: исключить нецензурные выражения в семейном кругу. Если вы точно знаете, что набрался «высокого слога» ребенок не дома, тогда решительно вставайте на «тропу войны» за чистоту детской речи.

В этой борьбе важно знать: чтобы отучить детей нецензурно выражаться в том или ином возрасте нужно применять свои приемы, а именно:

Если ребенку от трех до пяти

В три года у малыша наступает первый кризисный этап становления личности. Он все пытается делать наперекор родителям, а беседы на тему: «что хорошо, а что плохо» еще не доступны для его понимания. При этом, если вы решите его отшлепать, то желаемый результат будет с точностью до наоборот: малыш затаит обиду и, возможно, выдаст «крепкое словцо» в самый неподходящий момент. Поэтому если ребенок принес из садика или где-то во дворе подцепил нецензурное выражение, действовать необходимо хитростью. Когда ребенок произносит ругательство, вы делаете вид, что ничего плохого он не говорит, попросту не обращаете внимания на его слова, при этом выберите какое-нибудь действие, например: малыш рисует в старой тетради, и притворитесь, что это нужная вам вещь и вы очень рассержены потому, что он её испортил. При этом малыш добьется желаемого результата (вашей негативной реакции) и переключится на более эффективный раздражитель, забыв «дурные слова», как совершенно бесполезные в своем лексиконе.

От пяти до семи

В пять лет ребенок начинает понимать, что ругательства – это плохо, хотя и не осознает до конца смысл конкретных выражений. При этом дети очень бояться наказаний и метод «кнута и пряника» в данной ситуации может стать полезным. Необходимо объяснить ребенку, слова, которые он говорит – это плохие выражения, хорошие девочки и мальчики такого не говорят. Если разговор с ребенком не принес желаемого результата, то предупредите его о том, что в следующий раз за подобные высказывания он будет наказан. В данной ситуации необходимо обязательно сдержать свое обещание, иначе в следующий раз он вам просто не поверит. Пусть это наказание будет в виде запрета посмотреть любимый мультик, или отказа в покупке мороженого, и наоборот, если ребенок перестал говорить плохие слова, поощрите его за это.

Можно попробовать и другой способ избавиться от нежелательных выражений, он в данном возрасте также достаточно эффективен, – это сказкотерапия. В 5 лет все девочки хотят быть прекрасными принцессами, а мальчики храбрыми воинами. Придумайте сказку, где «вредные слова» украли бы прекрасную принцессу, а храбрый принц ее спас и одержал победу над черными силами злых слов.

Когда ребенок уже школьник (от 7 до 10)

В младшем школьном возрасте ребенок начинает воспринимать себя взрослым и самостоятельным. И естественно пытается подражать повадкам старших. Часто это выражается в употреблении нецензурной лексики. В этом возрасте уже не эффективно пугать страшилками и поощрения, как в 5 лет для школьника не актуальны. Однако и применять телесные наказания не лучший выход из ситуации. Родителям стоит попробовать провести серьезную беседу и рассказать о том, что это речь преступной среды, и с подобных слов начинается путь в колонию. Полезно показать документальные фильмы о жизни в детской колонии, например, фильм режиссера Тараса Попова «Опыт креста», 1995г. Чем серьезнее будут намерения родителей, тем легче будет достичь желаемого результата.

Подростковый период – время испытаний (11 – 15 лет)

Подростковый возраст один из самых сложных в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Мат на этом периоде взросления – это попытка самоутвердиться в группе, способ завоевать уважение сверстников. Поэтому, если взрослые в свое время подорвали авторитет у ребенка, теперь о том, что он их послушает не стоит и мечтать. Из попытки в дружеской беседе переубедить отпрыска в том, что подобные выражения неуместны в нормальном обществе, также будет мало пользы. У чада в данный момент хватает друзей, и они имеют на него, к сожалению, больше влияния, чем родители. Поэтому, как один из вариантов, стоит попробовать убедить сына или дочь, что человек, который в его глазах имеет значимый вес, никогда бы не позволил себе употребить подобные выражения.

Еще один способ: поговорите с ребенком в спокойном дружественном тоне о том, что дома и в школе он не имеет права произносить нецензурную брань, в противном случае ему не будет покупаться новая одежда, ну скажем, год. Это работает, так как для подростка внешний вид – его статус в группе.

Запаситесь терпением, подростковый возраст проходит, дети взрослеют и начинают понимать, что нецензурная брань в мире взрослых неприемлема.

Из педагогической практики

Однако чаще всего страдает от нецензурной лексики педагог в школе. Если дома родители имеют рычаги воздействия на своих отпрысков, то учитель, кроме чтения морали, в своем арсенале наберет не так уж много инструментов воздействия на очищение речи ребенка от скверны, немного, но они есть:

«Клин клином вышибают» Этот способ подойдет для воздействия на учеников младшей и средней школы. Учитель должен серьезно переговорить со своими подопечными и поставить условие, что впредь, ученик, который в своей речи использует нецензурные слова, после уроков остается и пишет эти слова на тетрадном листочке, ну скажем 68 раз. При этом есть ряд важных моментов:

· Никакие отговорки, типа: «я дежурю», «у меня кружок» и т.п. не принимаются, исполнение наказания должно последовать в обязательном порядке. Только в этом случае, через определенное время установятся стойкие взаимосвязи: выражаешься матом – будешь наказан.

·        Наказанию за нецензурщину подвергаются все: и отличники, и двоечники, и те, кто сказал это в порыве справедливого гнева, и те, кто выразился случайно, по привычке – исключений быть не должно не для кого.

·        Дабы не поощрять «стукачество» и подхалимаж, наказанию подвергаются только те случаи, которые учитель зафиксировал самолично.

·        К выполнению наказания сам учитель должен относиться серьезно и по окончанию работы пересчитывать количество написанных слов (хотя бы на первых порах). Это поселит в детях уверенность в серьезности наказания и не даст возможности схалтурить.

·        После выполнения задания предложите ученику порвать на мелкие кусочки свои опусы, пусть ребенок выплеснет свой гнев на лист бумаги, а вас избавит от хранения подобной малоприятной писанины.

На достижение желаемого результата у вас может уйти от трех до пяти недель, но игра стоит свеч. И пусть вы не избавитесь от злословия совсем, но то, что мата и ругани станет меньше, можно гарантировать.

«Не мытьем, так катаньем». Это известная русская поговорка как нельзя лучше характеризует следующий способ борьбы с матом. Буквально это выражение означает: так или иначе, добиваться своего. Именно эту цель преследует педагог, пытающийся отучить материться ученика, как минимум в своем присутствии. Как уже упоминалось, в подростковом возрасте учащиеся не всегда адекватно реагируют на нарекания старших. Следовательно: замечание необходимо делать таким образом, чтобы было неповадно впредь изрыгать ругательства. Вот один из примеров: психологи утверждают, что если человек матерится, то у него существуют проблемы сексуального характера. Учитель, поделившийся своим опытом, использовала эту информацию таким образом: когда в очередной раз зарвавшийся подросток выплеснул матерный поток, она громко, на весь класс сказала: «Мне не интересно знать о твоих сексуальных проблемах». После урока к педагогу подошли ученики и спросили, почему она так выразилась, на что учитель ответила, что психологами доказано, что человек ругающийся матом имеет сложности сексуального характера. Больше в этом классе мата не слышали.

Как видим, представлен широкий спектр способов борьбы за чистоту детской речи. И кто как не родитель, знающий все особенности личности своего ребенка, должен первым встать на борьбу со сквернословием, только воевать нужно с умом, чтоб не получилось как в анекдоте:

«Сын подходит к отцу и спрашивает: 
- Пап, а что такое мат? 
Отец пускается в долгие разъяснения, что это такие плохие слова, которые говорят пьяные дядьки. Ребенок слушает внимательно, а затем спрашивает: 
- А тогда что такое шах?»

Использован материал сайта

http://neuch.org/

Категория: Советы родителям | Добавил: СубботинаИК
Просмотров: 1316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Материалы сайта
Инструкция по использованию версии сайта для слабовидящих [1]
Видеотека [1]
Видеоуроки по литературе [7]
Видеоуроки по русскому языку [6]
Виртуальные музеи [15]
В помощь учителю [1]
Внеклассная работа [5]
Внеклассное чтение [8]
Дистанционное обучение [1]
Для любознательных [22]
Для учащихся [1]
Друзья сайта [1]
Карта сайта [1]
Литературный календарь [13]
Литературные музеи [8]
Материал для стендов [4]
Материалы к урокам литературы [15]
Материалы к урокам русского языка [7]
ОГЭ по русскому языку [1]
ОГЭ по русскому языку. Общая информация [1]
ОГЭ по русскому языку. Часть 1. Сжатое изложение [1]
ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задания на основе прочитанного текста [4]
ОГЭ по русскому языку. Часть 3. Сочинение [2]
Памятки [18]
Портфолио [1]
Рабочие программы [2]
Словари [1]
Словарные слова [5]
Советы родителям [16]
Справочные материалы [6]
Статьи [1]
Страничка для родителей [1]
Тренировочные тесты [1]
Фонохрестоматия [6]
Новости
Интересные факты
Аудиохрестоматия
Пословицы
 
Баннеры сайта



Поделиться
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0